Лев Кощеев (topaz00) wrote,
Лев Кощеев
topaz00

ГЛАВНОЕ ДЕШЕВО

Я был воспитан при социализме, то есть в убеждении, что при капитализме люди работают хорошо. Это нам неоспоримо доказывали проникавшие изредка через границу плащи и магнитофоны.

Дальнейшие события заставляют заподозрить, будто весь мир работал хорошо только затем, чтобы дискредитировать социалистический строй, и по минованию этой надобности сразу перестал это делать. Телевизоры глючат, у кофеварок паром разрывает капучинаторы, рубашку через месяц носки протирает автомобильный ремень безопасности. Что до самого автомобиля, то краску на внедорожнике сдирают луговые ромашки. На покупку игрушки нужно планировать два вечера – в первый покупаете, во второй едете менять, потому что не горят светодиодики. Я в 1999 году купил зимнюю куртку. Так и хожу, потому что с тех пор больше хороших курток не делают. У вас чай в пакетиках? Нет, вы что, у нас серьезный ресторан! У нас пирамидки.

«Китай» - привычно кивнете вы. А что Китай? Китай делает ровно то, что мы хотим или готовы купить. Миллиардам золушек хочется жить как принцессы, но денег на хрустальные башмачки нету. А принцессы уже поняли, что счастье не в хрустале. Поэтому и те, и другие согласны на туфельки из оргстекла.

Вещи убили вещи. Крепкие башмаки и теплая куртка были актуальны веке в шестнадцатом, когда только они защищали вас от безумств стихии. Сейчас они могут быть какими угодно, потому что есть асфальт, автомобили и калориферы. И автомобиль не обязан быть надежным, раз есть эвакуаторы. Количество вещей делает неактуальным их качество. Можно уже делать «недовещи», экстатически экономя на издержках.

Точнее, вещи убили люди, их в таком количестве насоздававшие. А заодно убили и самих себя. Герои и интеллектуальные гиганты прошлого создали мир, для жизни и работы в котором вовсе незачем быть героем и гигантом. И даже среднего ума человеком. Поэтому крепкие профессионалы и люди с хрустальной чистоты душой отправляются на ту же свалку невостребованности, что и крепкие ботинки, и хрустальные башмачки. Найм персонала – та же покупка товара, только живого, и тренды тут те же. Нынче главное подешевле, в моде пустоголовые маркетологи с накладными ресницами и одноразовые продавцы. Единственное достоинство их всех в том, что они готовы продаться за еду, а других достоинств и не надо.

Пределами офисов и экономического механизма этот феномен не ограничивается. В личной жизни лозунг тот же. Мы приходим в магазин личных отношений: «Друг, который никогда не попросит о помощи? Немая любовница? Всегда довольный муж? Замечательно, заверните, другие параметры не интересуют!» Идеальные отношения – это чтобы как можно дешевле, как можно меньше приходилось ради них напрягаться.

Корень всего, видимо, в том, что все мы уже не ждем удивлений и удовольствий, ни от вещей, ни от людей. А раз так, за что платить-то? Мы не хотим покупать, [у] нас не хотят покупать, и вот мы уже не только не хотим покупать, но и не на что. Круг замыкается. Мир остывает и останавливается.

Конца света в том виде, какой мы привыкли себе представлять, не будет. Не будет ни огня, ни бледных коней, ни черноты в финале. Просто в какой-то момент выяснится, что всё на свете заменили дешевые поделки и имитации, половина звезд не горит, а на небе коричневые пятна. Календарь майя заменили настенные календари, дизайн которых типография сделала бесплатно.

Tags: "Стольник Mister", тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments